• Вадим Дроздов

Улыбка сфинкса в зале Эрмитажа

Пост обновлен февр. 27



Загадочная улыбка сделала шедевр Лувра - «Джоконду» Леонардо - пожалуй, самой известной картиной на планете. Но не все знают, что и Эрмитаж обладает уникальным улыбающимся скульптурным портретом. Усмешку этой скульптуры современники называли «улыбкой сфинкса». Удивительно также то, на какие ухищрения пришлось пойти автору, чтобы добиться ее появления.


Речь идет о знаменитой скульптуре Вольтера, на которой французский мыслитель изображен уже в преклонном возрасте, сидящим в кресле. Ее создателем является соотечественник Вольтера – Жан-Антуан Гудон.


Он получил заказ на скульптурное воплощение Вольтера в самом конце жизни философа. К тому времени состарившийся и больной Вольтер уже мало напоминал блестящего представителя эпохи Просвещения, чьими трудами в философии, поэзии и драматургии восторгалась вся Европа.


При этом для Гудона стало катастрофой то, что лицо престарелого Вольтера, который большую часть времени находился в полудреме, утратило прежнюю выразительность. 


И скульптор придумал, как пробудить великого мыслителя! Согласно легенде, когда во время сеанса Вольтер в очередной раз заснул, Гудон поставил напротив него зеркало, а сам устроился рядом, готовый делать эскизы. Затем к философу подошел помощник скульптора и надел ему на голову лавровый венок. От неожиданного прикосновения Вольтер проснулся, увидел себя в зеркало. И тут на его лице заиграла знаменитая улыбка, которую и запечатлел Гудон.


Об этой улыбке много спорили и современники, и последующие поколения. Одни видели в ней «улыбку дедушки, который смотрит на игры маленьких внучат», а другие, напротив, - «улыбку инквизитора». При этом все преклонялись перед мастерством автора скульптуры. «Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!», - говорил о работе Жана-Антуана Гудона другой великий французский скульптор Огюст Роден.


Первоначально, сидящий в кресле и усмехающийся Вольтер, был отлит в бронзе по заказу племянницы философа, которая подарила эту работу французскому театру «Комеди Франсез». А в 1781 году, через три года после смерти гениального мыслителя, Гудон повторил скульптуру уже во мраморе для российской императрицы Екатерины Второй, которая восторгалась Вольтером и ранее вела с ним обширную переписку.


Через два года мраморный Вольтер был доставлен в Россию. Екатерина Вторая определила его в Грот Екатерининского парка Царского Села, где в то время формировала коллекцию скульптуры. 


Говорят, когда работу Гудона увидел Николай Первый, не переваривавший Вольтера за его взгляды, то заявил: «Убрать эту обезьяну». Но время расставило все точки над i. Теперь эта скульптура – всемирно признанный шедевр Эрмитажа.