• Вадим Дроздов

Ленинским путем


Не без иронии обошлась судьба с памятником Ленину, что ранее стоял на главных въездных воротах в Ленинград. Когда-то ему внимал сам Сталин, а теперь на ленинское приветствие отвечает Вицин.


Все началось с того, что в 1949 году на Средней Рогатке (нынешней площади Победы), куда прибывал весь транспорт со стороны Москвы и Киева, а также пассажиры из аэропорта «Шоссейная» (ныне «Пулково), установили скульптуру Ильича.

Разгоряченный вождь революции, облаченный в легкий пиджачок, с постамента в пламенной речи вдохновлял усталых путников к борьбе за светлое будущее.

Через дорогу расположился внимательный слушатель - другой вождь (народов) - Сталин. Одетый в шинель, Иосиф Виссарионович был значительно лучше адаптирован к капризной ленинградской погоде. Он стоял в любимой позе, по-наполеоновски спрятав правую руку на груди, за борт верхней одежды.

Автором обеих статуй был лауреат Сталинских премий Николай Томский.

Однако наблюдать в таком виде скульптурную мизансцену ленинградцам пришлось всего пару лет. В конце 1950 года Ленсовет принял решение «набросить» на летний пиджачок Ильича зимнюю одежду, чтобы в паре вожди смотрелись более органично. К тому же статуи решили поменять местами, переместив Сталина на правую сторону, по ходу движения в центр - со стороны примыкания к Средней Рогатке Московского шоссе. Это решение было политически выверено, поскольку тогда Московское шоссе вместе с Международным (ныне Московским) проспектом было переименовано в проспект И.В. Сталина.


Уже в следующем году скульпторы Вениамин Боголюбов и Владимир Ингал изготовили новую, «утепленную, статую Ленина в пальто, по аналогии с памятником, который ранее ими был сделан для Риги. Сменивший позу Ильич теперь уже не «подтанцовывал», как у Томского, а пафосно устремлял руку в небо, наглядно демонстрируя вершины, доступные к покорению строителям коммунизма. Ленина и Сталина поставили на одинаковые шестиметровые постаменты, предварительно проведя их рокировку.


Но через 5 лет эта скульптурная идиллия была разрушена. В феврале 1956 года XX съезд КПСС развенчал культ личности Сталина, после чего проспект имени вождя народов был переименован в Московский, а статую «человека в шинели» демонтировали.

Ленину пришлось скучать на Старой Рогатке в одиночестве до 1968 года, пока там не началось создание ансамбля площади Победы. «Бежать» бронзовому Ильичу от строительной техники пришлось в русскую Финляндию – в Зеленогорск, где еще было вакантным место, которое ранее занимал бетонный Сталин. При этом в отличие от живого Ленина, который ездил в Терийоки (прежнее название Зеленогорска) в подполье, скульптурное воплощение вождя, по сути, отправилось туда в ссылку. Ведь если раньше спиной Ильич прикрывал ключевую магистраль, ведущую в центр «колыбели революции», то теперь он был поставлен на защиту… средней школы.


Почти полвека на старой финской земле Ленин был лишен какой-либо компании. Однако в 2008 году, когда Зеленогорск отмечал свое 460-летие, в центре города решили установить памятник одному из самых известных его уроженцев – Георгию Вицину. Место для него выбрали на входе в Зеленогорский парк, аккурат напротив Ильича. Взявшийся за работу скульптор Юрий Кряквин изобразил всенародно любимого актера в знаковой для того роли Миши Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». Тогда 46-летнему Вицину пришлось изображать 25-летнего героя под толстым слоем «омолаживающего» грима, поэтому свою актерскую миссию он называл «женитьбой забальзамированного».


С этого момента воззвания Ленина больше уже не остаются безответными. Георгий Вицин в образе Миши Бальзаминова почтительно снимает перед ними цилиндр.


Говорят, первоначально Юрий Кряквин предлагал установить на этом месте скульптуру Фаины Раневской. Интересно, каким жестом эта великая актриса, остроумных колкостей которой боялось все ее окружение, решила бы поприветствовать Ильича?


Оценить диалог Ленина и Вицина можно во время индивидуальной экскурсии в Репино, Комарово и Зеленогорск "Терийоки - Русская Финляндия".