• Вадим Дроздов

Аллегория трех царствований

Пост обновлен февр. 26


Хочу немного позабавить вас историей одной эрмитажной картины. Называется она «Аллегория царствования». В ее центре расположен медальон с хорошо узнаваемым профилем Екатерины Второй и подписью, для пущей убедительности подтверждающей ее личность: «Catarina II Augusta Rossia Imp».



Как известно, по закону Екатерина Алексеевна права на престол не имела. Императрицей она стала по случаю, свергнув супруга Петра Третьего, который успел побыть монархом всего полгода. Заговор состоялся 28-29 июня 1762 года.


А теперь самое интересное: автор этой картины – итальянский художник Франческо Солимена – скончался в 1747 году, т. е. за 15 лет до восхождения Екатерины Второй на престол. Тогда никто в мире даже представить не мог, что во главе Российской империи встанет великая княгиня, урожденная пруссачка София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.


Как же могло появиться на свет такое полотно?


Франческо Солимена (4.10.1657 – 3.04.1747) – типичный представитель эпохи барокко – большую часть своей жизни прожил в Неаполе. Он получил широкую известность не только на родине, но и за ее пределами. Солимена расписывал фресками соборы, создавал алтарные композиции, занимался станковой живописью. Среди его заказчиков были представители дворов Франции, Испании, Португалии и Австрии.


В 1690 году ему поступил заказ от Филиппо Антонио Гуальтерио (Гуалтьери), будущего кардинала, являвшегося официальным представителем Папы Римского во Франции. Художнику было поручено написать картину, предназначенную в подарок французскому «королю-солнцу» Людовику XIV. Картина, естественно, должна была прославлять правление этой знаменитой августейшей особы, подарившей миру Версаль.


Именно поэтому, как указывает неаполитанский художник и искусствовед Бернардо де Доминичи, на холсте оказалась «представлена Паллада, приказывающая Истории изложить деяния этого прославленного монарха, портрет которого в бронзовом медальоне окружают многие королевские Добродетели; лежащее на земле Время служит опорой для Истории; вдали видна обращенная в бегство Ересь с гидрой, придавленной обломками, и другие прекраснейшие эпизоды…».


В таком виде – с изображением Людовика XIV на медальоне - это живописное произведение и было подарено «королю-солнцу».


Но это стало только началом жизненного пути картины. Как установили исследователи, в середине XVIII века холст оказался в собственности генерала Этьена Мишеля Буре, который верой и правдой служил уже другому французскому королю - Людовику XV. О недалекости ума этого вояки современники слагали анекдоты. По всей видимости, он решил «осовременить» картину, дав задание переписать изображение монарха. И с этого времени аллегория стала прославлять уже царствование Людовика XV.


Затем, в 1770-х годах, картина была приобретена графом Александром Сергеевичем Строгановым – будущим президентом Императорской Академии художеств, который в те годы занимался созданием собственной коллекции живописи. Блестящий царедворец оценил идею французского генерала и решил «заработать очки» уже в глазах российской императрицы. По его воле картина была в очередной раз переписана для представления Екатерине Второй, чем ее и привели к современному виду.


Известно, что в Строгановском дворце эта работа была размещена в золотой раме, с изображением двуглавого императорского орла, попирающего когтями турецкий полумесяц. Такую же символику можно увидеть и на Чесменской колонне в Царском Селе – поэтому очевиден подтекст: холст в коллекции Строганова в первую очередь прославляет деяния императрицы в контексте выигранного в июне 1770 года Чесменского морского сражения.


Уже из Строгановского дворца в 1930 году дважды откорректированное творение Франческо Солимена поступило в главный музей нашей страны. Рентгенограмма, сделанная реставраторами, позволила под ликом российском императрицы разглядеть изображения французских королей и разобраться в запутанной истории картины.


Ныне «Аллегория царствования» висит в одном из «Итальянских кабинетов» Нового Эрмитажа и интригует своей загадкой внимательных к живописи посетителей музея.


Посещение Эрмитажа станет великолепным дополнением к любой обзорной экскурсии по Петербургу.