• Вадим Дроздов

Дворец Петра Третьего в Ораниенбауме вновь открыт!



В этом сезоне в Ораниенбаумском парке произошло долгожданное событие – после двухлетней реставрации открылся дворец Петра Третьего.

Это сооружение во-многом уникально. Во-первых, дворец является первой работой в России великолепного архитектора Антонио Ринальди. Во-вторых дворец был возведен на территории потешной крепости Петерштадт и считается первой постройкой подобного рода, получившей уникальные дворцовые интерьеры.


Потешных крепостей на территории Ораниенбаума было целых три. Первая, 4-бастионная, появившаяся в 1746 году, была названа Петром Федоровичем (не удивляйтесь!!!) в честь любимой супруги – Екатеринбург. Через 11 лет рядом отстроили 5-бастионную крепость Святого Петра, после чего Екатеринбург уже стала использоваться в потешных баталиях исключительно в качестве крепости противника. (Отношение между супругами, как мы можем понять, явно ухудшились). Эту крепость и перестроили в 1759-1762 годах в Петерштадт, выполненный в виде 12-конечной звезды. Примечательно, что строительные работы в крепости были завершены всего за два дня до переворота, в результате которого Екатерина Вторая, свергнув мужа, пришла к власти – 26 июня 1762 года.



На территории Петерштадта располагался целый ряд одноэтажных деревянных потешных зданий, среди которых комендантский дом, лютеранская кирха, пороховой погреб, казармы, гауптвахта, дома голштинских генералов и офицеров. По приказу Павла Первого в 1798 году все они были разобраны. Сохранились до нашего времени только каменные сооружения – двухэтажный дворец и Почетные ворота крепости.


Дворец Петра Третьего, являющийся «увеселительной» постройкой, был предназначен не для парадных церемоний, а для отдыха владельца резиденции после потешных баталий. Первый этаж был занят служебными помещениями. А на втором этаже расположились 6 парадно убранных комнат, отделанных в стиле рококо с использованием стилистики «шинуазри» («китайщины» - фр.).

Центральным залом дворца является Картинный, который характеризует Петра Третьего как образованного и тонкого человека, разбирающегося в живописи.



К сожалению, подлинная шпалерная развеска не сохранилась – после свержения супруга Екатерина Вторая отправила картины в Академию художеств. Ныне зал украшают 60 работ западноевропейских художников XVII – XVIII веков в развеске, выполненной полстолетия тому назад. Примечательно, что при последней реставрации был обнаружен и возрожден плафон XIX века с изображением путти, символизирующих виды искусств, который ранее считался утерянным.



Интересны во дворце и другие парадные помещения, в том числе Кабинет, где на себя обращают внимание живописные произведения веймарского художника Г. Шмидта с изображением конной охоты с гончими собаками (парфорсной охоты). С 50-ых годов XX века эти оригинальные полотна находились в хранилище и вернулись на свое историческое место только сейчас.



В потайном шкафу Будуара можно увидеть и личные вещи Петра Федоровича: мундир полковника голштинского пехотного полка, треуголку и шарф. В них он – комендант крепости – руководил потешными сражениями, что разыгрывались в середине XVIII века в Ораниенбаумском парке.

Покидать дворец придется по узкой потайной винтовой лестнице, которой пользовался еще сам император.



Для посещения дворца Петра Третьего в рамках индивидуальной экскурсии в Ораниенбаум (опция) необходимо уведомить об этом при заказе и пролонгировать базовую экскурсионную программу на 1 час.