• Вадим Дроздов

Возрождена дворцовая церковь в Ораниенбауме


В Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме завершилась 15-летняя реставрация Церковного павильона.


Храм был освящен во славу св. Пантелеймона 3 сентября 1727 года – ровно за 5 дней до того, как хозяин дворца – всесильный А.Д. Меншиков - был обвинен в измене и казнокрадстве, лишился всего состояния и отправился в Сибирь, в Березов. По преданию, церковь освящал архиепископ Новгородский Феофан Прокопович – образованнейший человек своего времени, богослов, философ, первенствующий член Синода Православной Российской церкви.


Церковный павильон получил уникальное внутреннее оформление. Алтарь храма, вопреки православным канонам, обращен на северо-восток, что определялось ориентацией дворца в сторону Балтики. Иконостас выполнил московский мастер Иван Зарудный – создатель знаменитого иконостаса Петропавловского собора Петропавловской крепости. Для размещения в храме выбирались прежде всего иконы с изображением святых – небесных покровителей членов семьи Меншикова.


Со временем, внутреннее оформление храма менялось, в зависимости от вкуса владельцев. При великом князе Петре Федоровиче, в 1740-1750-х годах, его перестраивал Ф.Б. Растрелли, а при Екатерине Великой, во второй половине XXIII века, Церковный павильон был переоформлен уже под руководством Ринальди. Вносились изменения во внутреннее убранство храма и в XIX веке.


Службы в Пантелеймоновской церкви велись до 1921 года, после чего храм был закрыт, а в 1930-е годы передан Гидрографическому отделу Балтийского флота и превращен в мастерские. Иконы и разобранный иконостас были складированы в подвалах дворца Монплезир в Петергофе, где и погибли в годы Великой Отечественной войны. Сохранились только две приставные иконы, попавшие из-за богатых окладов в Серебряную кладовую Эрмитажа.


Эти утраты значительно усложнили работу реставраторам, которым пришлось восстанавливать внутренний облик Церковного павильона, в основном, по старым черно-белым фотографиям. По счастью, современные технологии сканирования позволили все же довольно много из них «выжать». Также изучались аналоги. Реставраторы тщательно проанализировали декоративное убранство Петропавловского собора Большого Петергофского дворца, Морского Никольского собора на Крюковом канале, верхней церкви Владимирского собора. Проведенные исследования позволили установить используемые материалы и технику, которой пользовались иконописцы и мастеровые.


Воссоздать художественное великолепие иконостаса и написать 39 стенных икон было поручено художникам-преподавателям Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина под руководством заведующего кафедрой реставрации живописи Юрия Боброва. Эти работы они активно вели с 2015 по август 2018 года. Теперь результаты блестящего труда реставраторов можно увидеть на экспозиции музея.


Церковный павильон будет доступен для посетителей только в летний период времени. Его тонкие стены не рассчитаны на зимнюю эксплуатацию - они промерзают. Отапливать же храм нельзя – это будет губительно для внутреннего декоративного оформления.

Музейные работники уже заявили, что службы в Церковном павильоне будут проводиться только раз в году – в престольный праздник, 9 августа, в день Святого великомученика Пантелеймона.


Примечательно, что в Большом Меншиковском дворце ранее была и теплая (Зимняя) церковь, однако документы по ней утрачены и восстановить ее убранство не представляется возможным.


Посетить Церковный павильон Большого Меншиковского дворца можно в летний период времени в рамках индивидуальной экскурсии в Ораниенбаум (опция).